Наверх

25.01.2021

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Фото автора

«Зоя» научит любить жизнь немножко больше

Корреспондент нашего сайта побывал на премьерном показе одного из самых ожидаемых фильмов начавшегося года. Часть картины о Зое Космодемьянской снималась в Беларуси

Фото: Съемочная группа на сцене "Поклонки"

Особенность фильма о Зое Космодемьянской в том, что конец известен. И сюжет, ведущий к этому концу, известен тоже. И тем не менее фильм держит в напряжении от начала до конца. Ты постоянно ловишь в себе мысли «не может быть!» и «а как бы я?». А еще восклицаешь: «Нет, только не сейчас!», искренне желая, чтобы весь ужас наступил для этой девочки хотя бы минутой позже.

Мне кажется, это почувствовали многие из тех, кто пришел на премьеру «Зои» в кинотеатр «Поклонка» на Поклонной горе. «Зоя» - это фильм-осмысление. Героизм и мужество, описанные в советских учебниках, словно сходят со страниц, встают рядом с тобой, берут за руку, заглядывают в глаза и спрашивают: «Ты точно представлял нас именно так?».

С другой стороны – предательство, маскирующееся под волю к жизни, шепчет понятные и кажущиеся даже правильными слова… Кто тебе ближе? Кем бы ты стал тогда, 80 лет назад? В этом смысле картина, безусловно, удалась: никто после финальных титров уже не будет прежним. Перед показом зрители вроде бы окунулись в круговерть гламурного фотографирования и звездного раскланивания… Но, выйдя из зала, они утирали слезы и - «Смотреть всем!». И советовали девочкам приходить не накрашенными.

«В восторге от совместной работы»

Идея съемок фильма «Зоя» была озвучена в 2016 году. Рабочее название тогда, правда, было такое: «Страсти по Зое», его озвучил нынешний помощник Президента, а тогда министр культуры России Владимир Мединский. Движущей силой стало Российское военно-историческое общество (РВИО), которое и сбор пожертвований организовало, и за процессом съемок присматривало.

Zoya-premiera-2048.jpg

Главную роль исполнила Анастасия Мишина. Для нее это первая работа в кино


9 декабря 2016 года был объявлен первый этап конкурса по созданию сценария этого полнометражного фильма, но… Картину ждала непростая судьба. Пять лет съемок и монтажа, меняются режиссеры и продюсерские группы, в какой-то момент отснятый материал заказчиков не устраивает, на помощь приходит компания «Триикс медиа» из Санкт-Петербурга. Что-то идет в корзину, что-то снимается сызнова…

Именно в Санкт-Петербурге снимались довоенные московские дни. Зоя Космодемьянская заканчивает школу, переживает первую любовь, разлуку, начало войны, потерю любимого. Ненависть к фашистам заставляет ее забыть о страхе, добиться зачисления в диверсионную школу и отправиться в тыл врага с несколькими бутылками зажигательной смеси.

Буквально за несколько минут до того, как свет в зале погас, мне удалось побеседовать с генеральным продюсером «Триикс Медиа» Инессой Юрьевой.

- Конечно, всегда интереснее снимать фильм с нуля, - сказала она. – У нас большой опыт исторического кино, начиная с «Ленинграда-46». Но признаюсь, даже то, что мы делали в «Зое», потребовало огромного напряжения сил. Этот фильм нам очень дорог. Хотя бы потому, что все мы дети, рожденные в СССР. Мы воспитывались на идеологии подвигов. Для нас это фильм-память, мы завершили его и сейчас очень рады.

То, что фильм в итоге выходит в прокат именно в этом году, символично. Ведь Зоя Космодемьянская погибла 29 ноября 1941 года, осенью ее подвигу исполнится 80 лет. И то, что молодые люди смогут увидеть историю Зои в современном кинопрочтении, дорогого стоит.

Zoya-Kadr.jpg

Кадр из фильма


Кстати, часть фильма, а именно - сцены в деревне Петрищево, где Зою Космодемьянскую истязали и казнили, снимались в Беларуси. Это, конечно, самые жесткие, жуткие, леденящие душу кадры, требовавшие от актеров и съемочной группы полной самоотдачи. Обойтись без помощи белорусских специалистов было попросту невозможно. Сейчас режиссер Леонид Пляскин с большой теплотой вспоминает общение с жителями Синеокой.

- На киностудии "Беларусьфильм" прекрасный коллектив, прекрасная техника, прекрасные актеры, - говорит он. – Съемки были очень сложные, не было ни одного легкого кадра. И белорусские актеры, как и российские, достойно справились. Я вообще в восторге от нашей совместной работы. «Смолевуд» в местечке Смолевичи – место, без которого не обходятся съемки ни одного военного фильма, меня очаровал.

Zoya-premiera-2037.jpg

Режиссер Леонид Пляскин


Сказать что-то главное

- Мы все больше сталкиваемся с попытками фальсификации истории, - объяснял в кулуарах миссию фильма «Зоя» заместитель генерального директора Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького Сергей Петров. – Молодой аудитории все больше навязывают псевдосюжеты и псевдогероизм. И мы считаем очень важной экранизацию реальных историй героизма наших соотечественников.

Роль Зои сыграла актриса театра им. Владимира Маяковского Анастасия Мишина. Это была первая ее киноработа. Первый блин комом – это не про нее, передать мальчишески задорный характер Зои Космодемьянской, трагизм случившегося с ней и мужество девушки актрисе удалось на все сто. Когда перед началом показа съемочная группа появилась на сцене и Анастасии передали микрофон, актриса заметно волновалась.

- За сегодняшний день я говорила очень много, но есть такое чувство, что никак не могу сказать чего-то главного, - произнесла она. – Я хочу поблагодарить всех своих коллег, с которыми мы прошли этот нелегкий путь. Я надеюсь, что фильм посмотрит много людей. И я надеюсь, я прошу всех вас быть внимательнее друг к другу, к своим близким, беречь друг друга. Я очень надеюсь, что Зоя Космодемьянская сегодня будет не просто героем, но великим человеком. Я надеюсь, она научит нас любить друг друга, любить жизнь и Родину немножко больше.

О любви к Родине, патриотизме и самопожертвовании на Поклонке в тот день говорили много. Без этого было не обойтись, ведь фильм перенес всех в те трагические дни перехода от счастья мира к ужасам военного времени. И хотя «Зоя» - это история подвига, героический пафос здесь - это сама жизнь, которая по-человечески понятен.

Создатели картины вообще пытались на многое посмотреть с неожиданной, сугубо человеческой стороны. Во время выполнения задания Зоя поддается слабости, но позже возвращается, чтобы закончить дело. Сталин отдает приказ сжигать деревни вокруг Москвы, заставляя врага оставаться на морозе. Но ведь сжигаются дома советских граждан, на морозе остаются женщины, старики и дети. Сталин понимает это и соглашается вынужденно, с болью в сердце. «Если мы отдадим Москву, потомки нам не простят, - говорит он и ставит свою визу на приказе. А потом добавляет, - Но и этого нам тоже не простят».

Чего стоит немецкий офицер – борец с диверсантами… Он симпатизирует пленнице, даже пытается ей помочь. «Будь с нами, - говорит он ей, - рейху нужны такие стойкие люди, как ты». Но он без колебания бросает девушку на растерзание и смерть.

Самая, наверное, пронзительная сцена - «очная ставка» Зои с предателем Василием Клубковым. Предательство рисуется здесь чуть ли не вынужденным, Клубков лишь двигается по течению, прогибается под тяжестью не зависящих него обстоятельств. Авторы как бы говорят: жизнь, в том числе и на войне, выпукла и многомерна. Каждый пропускает трагедию через себя, но не у каждого хватает мужества и стойкости не дрогнуть под ее напором.

Но предательство есть предательство, симпатии зрителей, их сочувствие и даже любовь, безусловно, остаются на стороне замученной Зои. Многие девушки в зале, не стесняясь, плакали, размазывая по щекам тушь с ресниц.

- Мне кажется, - говорит один из режиссеров «Зои» Максим Бриус, - что если сейчас, не дай Бог, случится война, произойдут такие события, то найдутся такие же отчаянные ребята, такие же герои, которые выйдут вперед и положат жизнь за Родину.

Zoya-premiera-2031.jpg

Евгения Кузнецова сыграла Веру Волошину, боевую подругу Зои Космодемьянской


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Шаманов: Без таких подвигов мы бы потеряли Москву

На премьере фильма «Зоя» присутствовал Герой России, председатель Комитета Государственной Думы России по обороне Владимир Шаманов.

- История Зои Космодемьянской всем нам знакома с детства, - сказал он. – И фильм снят в таком жестком ключе, что зритель невольно проникается той болью, которую перенесла Зоя в трагические часы ноября 1941 года. Если бы не было подвигов таких, как Зоя Космодемьянская, как герои-панфиловцы, мы бы потеряли Москву. Их личный героизм и самопожертвование уберегли нашу столицу.

Очень тонко была показана роль Сталина как верховного главнокомандующего. Ведь на кону стояли судьбы и советских граждан. Ведь в деревнях фашисты занимали дома, а местным оставляли подсобные постройки. Поэтому приходилось уничтожать дома советских граждан.

Особо хотел бы отметить подбор на главную роль замечательной молодой актрисы Анастасии Мишиной. У нее получилась очень характерная роль, Зоя показана психологически очень хорошо. Несомненно, у Анастасии большое актерское будущее.