Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

27.06.2019

Автор: Полина РУСАК

Фото: https://minsknews.by

Лев Погорелов. Архитектор, градостроитель, зодчий

27 июня исполняется 90 лет со дня рождения человека, сумевшего в значительной мере изменить облик послевоенного Минска

В конечном итоге, именно они – катастрофические разрушения белорусской столицы в войну, а значит огромное поле деятельности для всякого творческого человека, сыграли определяющую роль в его появлении в 1954 году в Минске. К тому времени уроженец украинского города Очаков закончил с отличием Одесский инженерно-строительный институт. Мог бы отправиться в любой мегаполис Союза – Москву, Ленинград, Киев… Мог бы вообще стать корабельных дел мастером, как того желал отец. Однако Лев Погорелов хорошо понимал, что ни своей градостроительной школы, ни маститых архитекторов в Минске в то время не было. Всё это появится позже, а пока творческие десанты зодчих со всей страны направляются сюда в поисках интересной работы.

Иосиф Лангбард, Георгий Заборский, Владимир Король, Александр Воинов, Михаил Парусников, Натан Шпигельман - это не просто архитекторы, а преобразователи-творцы, оставившие каждый свой след на земле Беларуси. Одним из них является и Лев Погорелов.

Мастерская: свой среди своих

Одаренный - вне всякого сомнения, не по годам мудрый, ровный и взвешенный, в высшей степени интеллигентный. Таким он впервые появился на пороге мастерской минских архитекторов, преобразованной впоследствии в институт «Минскпроект», таким и остался в памяти десятков товарищей по работе спустя многие годы. Погорелов, по воспоминаниям коллег, умел в архитектуре всё: он занимался проектированием официальных помпезных зданий – таких как Дом политпросвещения (ныне концертный зал «Минск»), корпел над интерьерами помещений, стремился придать «изюминку» обычным жилым домам и микрорайонам. И всё у Льва Николаевича выходило не скучно, не по шаблону. Объекты авторства Погорелова – из разряда тех, на которых невольно задерживается взгляд. «Красный дом» на улице Танка, несколько минских гостиниц, автовокзал «Восточный», станции «подземки» - Московская, Пролетарская, Партизанская.

А ещё он был мастером «малых архитектурных форм» - из тех, что для души, для досуга. Собственноручно построил дачу, вырезал маски и редкой красоты поделки из древесных корней. Он не занимался преподавательской деятельностью, но ни разу не отказал в помощи молодежи. По воспоминаниям архитектора Михаила Гаухфельда, тот был ещё студентом Минского архитектурного техникума, когда впервые встретился со Львом Николаевичем:

- Эта встреча запомнилась мне на всю жизнь. На последнем курсе Лев Николаевич несколько человек из нас консультировал – в течение получаса каждому из дипломников что-то нарисовал, что-то подсказал, объяснил, как действовать дальше. И буквально за полчаса все всё поняли. Он показал, как это делается руками, в отличие от многих, которые могут только говорить.   

Лучший подарок к юбилею

Факт: никто за все 37 лет работы в институте и последующие годы деятельности в его собственной творческой мастерской не слышал от Погорелова резкого слова. Пожалуй, спокойствие, выдержка изменили ему только однажды, когда он узнал о происходящих за его спиной разговорах по поводу возможного сноса гостиницы «Беларусь». Ему уже почти сравнялось 80, а тут новость – одно из любимых его «детищ», 22-этажную высотку в центре города, в некоторых кругах сочли конструктивно устаревшей. Судьба гостиницы повисла на волоске… И тогда Лев Николаевич ринулся в бой! Доказывая невозможность сноса здания, способного простоять ещё лет сто и даже двести, здания, содержащего в своем интерьере уникальные панно, здания, ещё недавно считавшегося визитной карточкой Минска, он предпринял несколько попыток достучаться до соотечественников – от Мингорисполкома, Министерства культуры и республиканского Союза архитекторов до Президента страны. Для человека преклонных лет это стало настоящим стрессом.

Но, к радости своей, Лев Николаевич вскоре узнал из ТВ-новостей, что Александр Лукашенко дал распоряжение не трогать республиканский «гранд-отель», пообещав вскоре провести его генеральную реконструкцию. Сегодня, кстати, «Беларусь» обрела-таки обновленный внешний вид и суперсовременную начинку, «скромно» оставив себе титул «народной гостиницы».

Вот так Лев Погорелов получил самый дорогой подарок к своему юбилею.

Храм его души и жизни

Лев Погорелов – один из немногих архитекторов, кто в начале 80-х годов не побоялся осуществить несколько заказов для белорусского православного духовенства. Конечно, он шел вразрез с идеологией того времени, но разве подлинный мастер откажется от подобных проектов?!

Вначале ему доверили проектирование Епархиального управления, он с этой работой прекрасно справился, за что и получил… от начальства по институту выговор. Благо, Погорелов был беспартийный, члена КПСС «взгрели» бы посерьезнее.

Ну, а у Льва Николаевича в перспективе нарисовалось дело всей жизни – его «лебединая песня», как он сам назовет строительство в Минске целого православного комплекса, включающего в себя храм Всех Святых и Дом милосердия. Над этим социально-церковным проектом Погорелов работал долго, изнурительно и напряженно – ездил в Германию, в Лейпциг, отвергал одну идею за другой, выбирал место. В конце концов Лев Погорелов не просто построил для людей красивейшую белокаменную церковь высотой в 74-х метра, он всей своей душой теперь чувствовал необыкновенную легкость и парение под облаками.

Его земная миссия как будто исчерпала себя, лишив сил трудиться дальше… Вскоре первым, по ком отслужили панихиду в стенах новой Всехсвятской церкви в Минске, был Заслуженный архитектор БССР академик Лев Николаевич Погорелов. Случилось это в самом конце декабря 2010-го.