Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Григорий Рапота: Художники – люди размышляющие, обмен мнениями с ними очень полезен

Государственный секретарь Союзного государства побывал в мастерской династии скульпторов Рукавишниковых.

Эскизы, картины, настольные статуэтки, скульптуры из бронзы, камня, дерева.... В мастерской семьи скульпторов Рукавишниковых собраны работы четырех поколений авторов, по которым историю страны читаешь, как книгу. «У вас здесь можно открывать музей», - отметил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, внимательно изучая выставленные в трех залах произведения. Госсекретарь посетил мастерскую по приглашению представителя знаменитой творческой фамилии Филиппа Рукавишникова и побеседовал с ним об искусстве, наследии предков и творческих планах.

- Я здесь как зритель, - сказал Григорий Рапота, отвечая на вопрос о впечатлениях от мастерской. - А зритель обычно руководствуется очень простым критерием – нравится или не нравится. Мне очень нравится. За всем этим кроется высокий профессионализм. Интересно окунуться в среду скульпторов нескольких поколений, их трудов. Все эти работы отражают ту эпоху, в которой жили их создатели. Тут каждая работа - это просто шедевр.



Рукавишниковы на службе у искусства уже более ста лет. Основателем художественной династии стал прадед нынешнего хозяина мастерской, Митрофан Сергеевич Рукавишников. Сын нижегородских «миллионщиков», как именовали зажиточных купцов и промышленников в дореволюционную эпоху. С тех пор и пошло – работы деда и отца Филиппа, Иулиана и Александра Рукавишниковых установлены во многих городах не только нашей страны, но и за рубежом. Произведениями мастеров гордятся мировые музеи, галереи современного искусства и частные коллекции. Памятник Чехову в Таганроге, Набокову в Монтрё, Достоевскому и Рокоссовскому – в Москве, композиция, посвященная Юрию Никулину на Цветном бульваре, центральный горельеф Храма Христа Спасителя, монумент Дмитрия Донского в Коломне, фонтан «Вдохновение» у Третьяковской галереи – чтобы рассказать об огромном наследии деда, отца и сына Рукавишниковых, времени надо немало. Представители семьи не раз становились обладателями престижных международных премий и участниками крупнейших художественных выставок. Филипп Александрович – достойный продолжатель династии, член-корреспондент Российской Академии художеств, член Президиума РАХ.



Общность российского и белорусского народов для Рукавишникова-младшего – не пустой звук. Скульптор и сам в 90-е годы жил в Беларуси, работал над проектами в мастерской под Минском. О чем сегодня вспоминает только с удовольствием:

- Удивительный город Минск, удивительные люди, - рассказал Филипп Александрович. - Делали общее дело, все действовали во имя одной идеи. И сейчас поддерживаем отношения с теми людьми, с которыми вместе трудились тогда. В эмоциональном плане Беларусь для меня - больше, чем союзная республика. Такое объединение, как Союзное государство, очень важно. Сейчас мы на примере некоторых других стран видим, как возводятся искусственные несуществующие преграды между людьми в виде языка, в виде идеологии. И ни к чему хорошему это не ведет. Поэтому прекрасно, что с Беларусью все, слава Богу, по-другому.



За жизнью союза России и Беларуси Филипп Рукавишников наблюдает давно. Но просто смотреть со стороны деятельному и творческому человеку сложно. Тем более что есть, куда приложить свои талант и силы – сегодня при участии Союзного государства обсуждается несколько проектов, в работе над которыми скульптор из прославленной династии мог бы принять участие. С предложением о сотрудничестве Филипп Рукавишников и обратился к Государственному секретарю, и этот вопрос стал одной из тем их беседы в мастерской.

- Мы озвучили те мысли, которые возникали в рамках работы Союзного государства, - пояснил по итогам встречи Григорий Рапота журналистам. - Это был свободный обмен мнениями. Очень важно было и послушать, а что бы могли предложить сами художники? Потому что это, как правило, люди, глубоко знающие историю, много размышляющие. У них есть свои кумиры и в литературе, и в искусстве, и в живописи, поэтому тут такой обмен очень полезен.



Памятников и мемориалов, посвященных выдающимся личностям или важным событиям истории, всегда будет не хватать, отметил также Григорий Рапота. К примеру, в России пока нет памятника просветителю, стихотворцу, проповеднику и педагогу Симеону Полоцкому. А ведь его можно назвать первым русским литератором. Кстати, к словесности у Филиппа Рукавишникова особое отношение. Во время работы над монументом Набокову в швейцарском Монтрё скульптор всерьез углубился в творчество писателя, став настоящим его знатоком.

- Я считаю, что литература – это очень серьезный мотор изобразительного искусства, - уверен мастер. - Учиться и еще раз учиться – это очень важно, потому что, если ты глубже вникнешь в суть созданного тем, кого изображаешь, это потом отразится и на твоем произведении.

Есть также идея создания мемориального комплекса под Ржевом, где в годы Великой Отечественной войны погибли до двух миллионов советских воинов. Необходимость воплощения этого проекта в жизнь неоднократно затрагивалась представителями Союзного государства и Государственным секретарем лично, будет этот вопрос обсуждаться и в дальнейшем.

В завершение беседы Филипп Рукавишников пригласил Григория Рапоту уже в свою личную мастерскую – практически в рабочий кабинет, где из замысла художника постепенно рождается готовое произведение. Госсекретарь ответил согласием, а значит, есть основания полагать, что у нынешней встречи будет продолжение.

Александра Егорова, фото Виктора Гусейнова