Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Григорий Рапота: Хочу высказать свое величайшее уважение ветеранам

Государственный секретарь Союзного государства принял участие в работе Международного форума «Великая Победа, добытая единством», который завершился сегодня в Минске.

Столица Беларуси радушно встретила гостей форума, прибывших из республик бывшего СССР. Ветераны, историки, политики и общественные деятели обсуждали события Великой Отечественной войны и реакцию современного общества на них.

На пленарном заседании с приветственным словом к собравшимся обратился Григорий Алексеевич Рапота.

- Дорогие друзья, прежде всего, я хотел бы высказать своё величайшее уважение ветеранам. За то, что они на своих плечах вынесли тяжесть испытания войной. Низкий вам поклон. Такого рода форумы настраивают на то, чтобы мы еще раз с позиции современности осмыслили события Великой Отечественной. Осмыслили, что привело к этой войне, как она велась. Как вело себя руководство, политики, какие выводы можно сделать из того печального и трагического опыта. Я представляю здесь Союзное государство, и тема Великой Отечественной не остается без нашего внимания.

Григорий Алексеевич привел несколько примеров того, как в Союзном государстве заботятся о ветеранах и сохраняют память о событиях тех лет:

- Если вы будете в Светлогорском районе Гомельской области, то вы увидите памятный знак, посвященный операции «Багратион». Мы его поставили в 2014 году. У нас реализуется большая программа, в соответствии с которой мы отправляем в санатории и дома отдыха ветеранов Великой Отечественной. За последний год поправили своё здоровье 1400 человек из России и Беларуси. Мы регулярно проводим пресс-туры по местам наиболее трагичных и жестоких боев. Так, журналисты посетили места, где проходила операция «Багратион», Ржевская битва, сражения на подступах к Москве. Мы провели конкурс среди учителей истории на лучший урок, посвященный Великой Отечественной войне. Самое главное, что мы еще раз привлекли внимание учительской среды к этой теме.

Предваряя дискуссии в секциях, Григорий Рапота сказал:

- Совершенно очевидно, что это была победа народа. Фактически, своими телами народ защитил Москву, не дал прорваться к Заволжью, выстилал дорогу к победе над фашистской Германией. 9 миллионов погибших военнослужащих – это как раз иллюстрация воинской доблести, самоотверженности, самопожертвования.

Госсекретарь высказал и свою точку зрения на события, которые не имеют однозначной оценки.

- Война ставит человека в нечеловеческие условия. Поэтому остаться в этих условиях человеком очень трудно. Трудно винить людей, если они ведут себя не так же морально, как в мирное время. С одной стороны, библейская заповедь «не убий», а с другой - «Не убьешь врага – он убьет тебя». Морально это или нет? Это вопрос философский. Самое главное для политика - не ставить человека в эти нечеловеческие условия. В свое время английский историк Тойнби сказал: «Оглядываясь назад, на историю последних пяти тысяч лет, я больше не считаю, что у какого бы то ни было правительства существовало когда-либо моральное оправдание, чтобы начать войну — даже с самыми чистыми целями. Я по-прежнему нахожу оправданным, а в некоторых случаях отношу даже в ранг моральных обязательств сопротивление агрессии, но отныне я расцениваю даже «справедливую» войну в защиту своей собственной страны или какой-то другой страны как трагическую необходимость». Вот мы во время Отечественной войны были поставлены перед этой необходимостью: убивать противника во имя спасения родины. Мы говорим о многонациональном составе нашей армии. И само название форума «Великая Победа, добытая единством», говорит о том, что наши предки сражались плечом к плечу. Достаточно поехать в Брест и прочитать фамилии солдат и офицеров, которые там погибли. Там будет представлен многонациональный народ СССР. Когда мы говорим о том, трудно ли остаться человеком не в человеческих условиях, мы особенно ценим проявление человечности, благородства, которые в этих нечеловеческих условиях бывают.

Григорий Алексеевич привел пример такого благородства.

- Был такой белорусский сержант – Трифон Андреевич Лукьянович. Это уроженец Логойского района Минской области. О нем Борис Полевой написал рассказ. О том, как в Берлине 26 апреля он спас немецкую девочку. Он услышал детский плач. Выбрался из окопов, взял девочку на руки и когда передавал однополчанам, его настигла немецкая пуля. Он погиб. Это проявление величайшего благородства в этих нечеловеческих условиях. Эта тема так взволновала скульптора Вучетича, что он создал в Трептов-парке фигуру советского солдата, который спас немецкую девочку. Мы много читали мемуаров. Мне, например, интересно, что думал маршал Малиновский, который стоял перед Будапештом после 300-километрового марш-броска, измотавшего все силы его армии. Что он думал, когда ему позвонил Сталин 2 ноября и сказал, что 7 ноября Будапешт должен быть взят. И всякие объяснения, что люди измотаны, что нужно подготовиться к наступлению, провести перегруппировку войск, услышаны не были. Ему было сказано: через пять дней взять Будапешт. Мне интересно, что он думал в этот момент. Он, естественно, выполнял приказ. Но вместо 5 дней это потребовало 100 с лишним дней с огромными потерями. Вот вам один из примеров поведения Ставки. Таких примеров множество. Когда мы говорим, что Верховный главнокомандующий был великим полководцем, у меня лично это вызывает большой вопрос.


Григорий Рапота вспомнил и о том, как по-разному вели себя полководцы в первые дни войны.

- Мы говорим, что мы не были готовы к войне. При том, что у нас было преимущество в количестве танков и самолетов. Но все командование, находившееся в западных округах, было сковано страхом. И только один – начальник штаба Одесского военного округа (Матвей Захаров. - Ред.), поняв, что война неизбежна в ближайшие два-три дня, провел все необходимые подготовительные мероприятия. В частности, вывел на запасные аэродромы все самолеты. Он потерял один самолет. И только из-за того, что он был на ремонте. В то время, когда в первые два-три дня войны была потеряна почти вся истребительная авиация, которая базировалась в Западных округах. У Захарова спрашивали, мол, как же ты посмел без согласования со Ставкой такую рискованную операцию сделать. Он ответил, что стоял перед выбором: либо я своей головой рискую, либо жизнями своих солдат. Мне будет интересно послушать на нашем Форуме выступления историков. Я желаю здоровья ветеранам. Живите долго, будьте счастливы, пусть вас радуют дети и внуки!     

Андрей Осмоловский, фото автора