Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

70-летию Великой Победы посвящается

Традиция в семье партизана

Исполнилось 95 лет со дня рождения героя белорусского сопротивления Александра Каминского, чьи потомки вот уже несколько поколений идут по стопам героя войны и служат в милиции.

В маленьком городке Ошмяны Гродненской области у входа в местное отделение милиции установлена мемориальная доска в честь оперуполномоченного Александра Александровича Каминского. Партизан и подпольщик Александр Каминский погиб в 24 года, 2 июля 44-го, всего одного дня не дожив до освобождения Минска от фашистов… 20 октября этого года исполнилось 95 лет со дня рождения героя белорусского сопротивления.

«План Ост»

«Частям, назначенным для охраны оккупированных восточных районов..., следует подавлять сопротивление гражданского населения не методом юридического наказания преступников, а путем запугивания с тем, чтобы отбить у него всякую охоту продолжать борьбу… Для поддержания порядка командующие не должны требовать подкреплений, а применять самые драконовские меры».

Это выдержка из приказа начальника штаба верховного командования вермахта генерал-фельдмаршала Кейтеля, в котором он предписывает своим войскам не церемониться с населением захваченных территорий. 28 июня 1941 года, несмотря на отчаянное сопротивление войск Красной Армии, немецкие танки вошли в Минск, а к началу сентября была оккупирована уже вся Беларусь. Согласно разработанному руководством фашистской Германии «Генеральному плану Ост», БССР вместе с другими территориями Советского Союза подлежала колонизации и германизации. Местное население должно было быть либо уничтожено, либо выселено и превращено в рабов.

С первых дней оккупации фашисты начинают реализовывать свой чудовищный план. Одновременно с этим на территории страны начинает формироваться движение сопротивления. В первую очередь фашистам пришлось столкнуться с партизанскими отрядами, создававшимися как из местных жителей, так и из оказавшихся в окружении бойцов Красной Армии. Уже в 41-м в Беларуси действовали десятки партизанских отрядов, а к концу войны в рядах народных мстителей сражались почти 400 тысяч человек.

Был среди них и местный милиционер Александр Каминский. Он примкнул к движению подпольщиков в самом начале войны. А за два года до того 19-летний парень из-под деревеньки Крево, что в Гродненской области, поступил на работу в Ошмянский райотдел милиции.

Летом 1941-го, в первые дни Великой Отечественной, он, как и многие сотрудники органов, оказался в фашистском окружении. Каминскому лесными тропами удалось выйти к своему дому. Однако оставаться там значило подвергать родных серьезной опасности, и Александр перебирается в Минск, где становится участником подпольной антифашистской организации.

Спустя годы племянница партизана Лариса Банцер в интервью «Гродненской правде» вспоминала: «Мама говорила, что вдалеке от родительского дома Александр очень переживал, что из-за него, бывшего советского милиционера, может пострадать семья. Однажды ночью наведался к родителям, обрадовался, что все живы-здоровы и даже родился младший брат».

Разведка у немцев

В 1942 году в составе минского подполья с фашистами сражались, по некоторым данным, порядка девяти тысяч человек, большинство - юноши и девушки. Подпольщики совершали диверсии против оккупационных властей, вели разведку, проводили агитационную работу, помогали скрывающимся в лесах партизанским отрядам. Только в Минске антифашистское подполье осуществило более 1500 диверсий!

Чтобы войти в доверие к немцам и заранее знать обо всех планах гитлеровцев, Каминский устраивается на работу в фашистскую полицию Минска. Оккупанты поручают ему заведовать складом оружия. Имея доступ к боеприпасам, Александр регулярно снабжает ими своих товарищей-партизан. Кроме того, он собирает для подпольщиков разведданные, передает ценные документы.

Однако немцам удалось раскрыть Каминского, он был арестован. О том, как подпольщику удалось бежать, в своей книге «На охране тыла страны» пишет Семен Биленко:

«Сам начальник полиции пожелал сопроводить Каминского в тюрьму. По пути Каминский освободился от веревки, которой были связаны руки, и в машине задушил начальника полиции, а сам скрылся».

После побега у Александра была одна дорога – уйти в партизаны. Он примыкает к группе «Мстители», действовавшей в годы Великой Отечественной войны в Минской области. Этот спецотряд вел активную разведку на захваченных фашистами территориях, проводил крупные боевые операции, выявил немало агентов абвера. Каминский участвовал в выполнении многих заданий «Мстителей», самым громким из которых стало устранение в декабре 1943 года сотрудничавшего с оккупационными властями минского бургомистра Вацлава Ивановского.

Убийство бургомистра

Профессор Ивановский до войны был достаточно известным общественным деятелем националистского толка, ректором Минского пединститута. После начала Великой Отечественной войны приехал в Минск из Польши, где работал в то время, и сразу стал сотрудничать с немцами. В ноябре 41-го был назначен бургомистром Минска.

«Мстители» поначалу хотели взять Ивановского живым. Для этого на улице Островского, по которой должен был проехать чиновник, неподалеку от городской управы была организована засада. В операции выпало участвовать и Александру Каминскому.

– Мимо нашей засады прошла Ольга Мержеевская и громко кашлянула – это был условный сигнал о появлении бургомистра, который проехал на пролетке мимо нас, - вспоминал позже другой непосредственный участник событий Евгений Кунцевич. - Мы выскочили на Комсомольскую улицу и быстрым шагом, а иногда и бегом, пустились догонять его. С ним сидел немец, потом он сошел с коляски, а Ивановский с извозчиком продолжали поездку. Прохожие с удивлением оглядывались на нас, когда мы бежали вслед за пролеткой. Особенно опасно было то, что среди них встречалось много гитлеровцев. Но нам некогда было задумываться об опасности: цель близка, риск оправдан. Каминский бежал впереди, а я – в двух-пяти метрах за ним, наблюдая за обстановкой. На улице Островского Каминский вскочил в пролетку и схватил Ивановского за шиворот.

Вацлав Ивановский после оккупации Минска стал бургомистром города и сотрудничал с фашистами


Бургомистр поднял крик и выхватил пистолет, однако партизану удалось вырвать оружие из рук коллаборациониста. Кунцевич остановил несущуюся пролетку, а Каминский выбросил обезоруженного Ивановского на мостовую. Стало ясно, что живым взять бургомистра не получится.

- Покончив с Ивановским, я подобрал его портфель и спокойным шагом направился к Татарским огородам, а Каминский скрылся в развалинах, - рассказывал Кунцевич. - Пройдя метров сто, я достал из кармана бутылку с бензином и полил следы, чтобы их не взяла овчарка.

Профессия милиционера - традиция

Александр Каминский погиб во время выполнения боевого задания у деревни Семков Городок Минского района 2 июля 44-го. В некоторых источниках указана другая дата – второе или третье июня.

За образцовое выполнение специальных заданий в тылу противника, проявленные мужество и отвагу, он был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Его именем названа улица в Сморгони, а также школа в агрогородке Крево.

- Семья тяжело переживала его смерть, - вспоминает племянница Каминского Лариса Банцер. - Помню, мы часто всей семьей ходили на кладбище в Крево, поминали дядю. Мама и бабушка плакали, вспоминая о нем.

Кстати, работа в органах стала традицией в семье партизана. Родной брат Александра Каминского, родившийся как раз в 1942-м году, когда подпольщик тайно пробирался проведать родных, дослужился до полковника милиции. С милицейской службой связал свою жизнь и племянник, Сергей Каминский. Дочь Ларисы Банцер Елена тоже пошла по стопам героического родственника и окончила академию МВД.

ЦИФРЫ

За три года, что немцы хозяйничали на белорусской земле, погибло более двух миллионов человек – каждый четвертый житель республики. На занятой гитлеровской армией территории Беларуси было создано более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей.

На территории БССР за время войны действовало около 40 партизанских соединений. С 1941 по 1944 в борьбе с захватчиками, по неполным данным, погибли около 45 тысяч белорусских партизан.

Александра Егорова